Сливки — обществу. Как контролируют качество молочных продуктов?
Сливки — обществу. Как контролируют качество молочных продуктов?
Для маркировки молочной продукции каждой партии товара присваивается код формата Data Matrix (внешне похожий на QR-код), содержащий уникальную последовательность символов. Его печатают или наклеивают на бутылку молока, сырный круг, пачку творога, банку сгущенки, мороженое и прочую «молочку». Исключение составляют продукты на развес и розлив, детское и лечебное питание, а также товар весом менее 30 граммов, например, порционные сливки. В системе «Честный знак» регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики, супермаркеты, кафе и рестораны. Они обмениваются данными благодаря системе электронного документооборота (ЭДО). Фабрика снабжает партию молока кодом, заказанным через систему, и продает товар оптовику, а тот распределяет его по магазинам — и о каждом этапе сделки система будет в курсе. Магазин проверяет, совпадает ли код в накладной с кодом на упаковках. Если все в порядке, молоко выставляют на витрину.
Коды выходят из тени Код на упаковке — не единственная система контроля за продажей «молочки». Государство уже контролирует молочную продукцию через систему «Меркурий», которая отслеживает объемы сырья, закупаемого предприятиями, и сопоставляет с объемами того, что сходит с конвейера. По данным Россельхознадзора, в июне около 17,5% производителей сыра и масла выпустили больше молочной продукции, чем могли: значит, часть сырья была куплена неофициально. При этом еще в апреле их было более 30%. Снизить эту долю как раз и помогла интеграция данных «Меркурия» с «Честным знаком».
Вместе с тем, введение маркировки позволяет покупателю самостоятельно проверять «легальность» товаров.
«Просрочку можно обнаружить еще до покупки, отсканировав код с помощью мобильного приложения "Честный знак", — поясняет эксперт по автоматизации работы с маркировкой в рознице и общепите компании «Контур.Маркет» Владимир Поздняков. — Если система не распознает код, то он некорректный либо на полке лежит подделка. В таком случае покупатель может оставить жалобу, и контрольно-надзорные органы разберутся, на каком этапе в цепочку поставок вклинился контрафакт».
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператор «Честного знака» — проанализировал статистику сканирований через приложение и выяснил, что россияне чаще всего сомневаются в качестве именно молочной продукции: в среднем они совершают 250 тыс. сканирований этой продукции в неделю.
Теперь выявлять «молочных нелегалов» будут еще и через модернизированные кассовые аппараты. Продавец считывает код 2D-сканером, подключенным к онлайн-кассе, та отправляет данные в «Честный знак» посредством ЭДО. Если нарушений не обнаружено, то после печати чека система выводит товар из оборота. Второй раз продать в магазине молоко с таким же кодом не получится, потому что система идентифицирует его как выбывший из оборота. За торговлю молоком в обход единой системы юрлицо покарают штрафом до 100 тыс. рублей.
«Контролировать сроки годности станет проще самим магазинам, ведь они, как правило, продают просрочку не по злому умыслу, а по невнимательности, — уверен Поздняков. — Есть возможность автоматизировать отслеживание сроков годности: можно доработать связь кассовой программы с товароучетной системой так, чтобы касса предупреждала во время продажи, что продукция, которую только что отсканировали, уже просрочена».
Погасить код маркировки молочного продукта покупатель сможет и на кассе самообслуживания, в отличие от других маркированных товаров, уже продающихся через ЭДО, к примеру, лекарств, парфюмерии или фотоаппаратов.
Подключайся без затрат Сам по себе электронный документооборот для розницы не в новинку. «С этим сервисом давно работают продуктовые магазины, у которых в ассортименте есть табачные изделия», — напоминает Владимир Поздняков. По оценке ЦРПТ, новую схему уже освоили более 90% участников оборота молочной продукции. «Бизнес начал подготовку к работе с ЭДО задолго до 1 сентября, времени было достаточно», — отмечают в Центре.
Специально для малого и среднего бизнеса оператор маркировки разработал решения, не требующие денежных и больших временных вложений. Речь про бесплатный сервис «ЭДО.Лайт» и еще одно мобильное приложение — «Честный ЗНАК.Бизнес», которое заменяет сканер. Все это позволяет бесшовно подключиться к системе. Освоить нюансы предпринимателям помогают в Ассоциации компаний розничной торговли. «Ситуация с поставками товара стабильная, дефицита на полках нет и не предвидится», — подтверждают там.
При этом заведения общепита и фермерские хозяйства получили отсрочку — они будут предоставлять сведения о маркировке молочной продукции и вводе-выводе ее из оборота с декабря 2023 года.
В планах государства — до 2024 года промаркировать все потребительские товары. Так, с ноября этого года через ЭДО начнут продавать питьевую воду (маркировку на которую наносят уже сейчас).
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: